Полезные советы туристам

 

На главную

В последнее время слышу много вопросов по профилактической подготовке байдарочных оболочек к длительной эксплуатации. К сожалению печальной обыденностью стало всё ухудшающееся качество байдарок "Таймень", Московского производства, которое и без того не выдерживало никакой критики... Но, "Таймень" - это, "народная" марка и многие туристы пользуются этим плавсредством, совершают довольно серьёзные походы. При соответствующем уходе и профилактическом обслуживании, "Таймень" может прослужить довольно долго и продуктивно, то есть оправдать-таки те затраты, которые были сделаны на его приобретение.

Привожу здесь без изменений (так будет понятнее) текст моего письма - ответа на вопросы Самарских туристов-водников, может быть кому-то ещё послужит мой выстраданный опыт :-)

"Роман, привет! Очень рад получить от тебя письмо, правда сразу ответить не получилось, но уж извиняй - работы полно было!
Попробую поделиться своими наработками в проклейке оболочек, хотя может быть кто-нибудь делает по-другому...
Прав ты конечно в том, что пора о корабле уже позаботиться - сезон не за горами :-)

Я для себя понял что проклеивать лучше той резиной, из которой и сделана сама оболочка, она ведь с материалом внутри. Это обусловлено тем, что при надевании шкуры на каркас, происходит некоторое растяжение оболочки, и, если резина неоднородная, то и коэффициент растяжения разный, а этот момент способствует постепенному отделению полосы от шкуры. Вопрос где взять? У нас-то в турклубе такой проблемы нет, - любую старую (в пределах разумного) шкуру режем на полосы и вперёд. Я думаю, что убитую оболочку (с убитой декой) можно за недорого купить, после аварии какой-нибудь, зато резины на проклейку хватит за глаза, и для ремнабора тоже. А теперь по пунктам.

1) Проклеивать лучше положив снятую шкуру на стол или на пол, как удобнее. Я делал так: подкладывал под место проклейки кусок ровной доски, длиной в метр, тогда рабочая поверхность чуть-чуть приподнята и это место всегда расправлено. Если пытаться клеить на каркасе, то при наложении полосы, мы сможем прижать только то место, где она контачит с кильсоном либо стрингером, а остальное будет продавливаться и будет потом тот эффект, о котором я писал выше (см. подчёркивание).

2) Вот с шириной полосы ты практически угадал. У меня она 40см на 6см. Длина наверное самая оптимальная (меньше вероятности смещения в сторону), а ширина как-то сама собой получилась. Дело в том, что потёртости о камни получаются шириной 3-4 см, а их надо перекрыть раза в полтора, чтобы лучше держалось. Я делал шаблоны полосок из плотного картона, это очень удобно. Берётся эдакий шаблон, накладывается на кусок резины и элементарно обводится шариковой ручкой, потом он же накладывается на место приклеивания и тоже обводится. Это позволяет экономить клей - ведь ты уже намазываешь не вслепую, а точно известную площадь, где будет полоса. Нахлёстов допускать конечно нежелательно, лучше если даже между леями будет промежуток мм 2-3, тогда при сворачивании оболочки они будут меньше страдать.

3) Бензин сейчас действительно делают очень плохой, он какой-то жирный, для обезжиривания непригоден, но для растворения остатков старого клея вполне сгодится. Я пытался намочить тряпку в бензине и просто оттирать остатки клея, но только размазал по ещё большеё площади :-( Неплохо получается если намочить это место бензином, при помощи той же тряпки, и оставить не на долго. Минут через 10 (зависит от толщины и возраста клея) если провести пальцем, желательно от периферии к центру, клей начинает скатываться и отделяться, иногда просто до чистой резины. Вобщем попробовать не грех. И всё равно, после удаления клея и просушивания этого места, обязательно зачищать шкуркой, до матового состояния (блестеть не должно) обе склеиваемые поверхности, и шкуру и полосу резины. Для чего? Во-первых мы снимаем уже неактивный слой резины, который уже ни с чем не реагирует, он уже испытал на себе и воду и атмосферу. Во-вторых, таким образом мы увеличиваем площадь соприкосновения, ведь резина теперь не гладкая - на ней достаточно глубокие борозды, в которые хорошо проникает клей.

4) Клей - один из самых важных моментов! Самым лучшим производителем клея признан г. Уфа, у них и лодки резиновые классные! Сейчас найду банку и посмотрю... Нашёл! Так и написано на банке "Клей резиновый 4508.  ТУ 38.105480-90" Продаётся в баночках, весьма похожих по форме и размеру на сгущёнку (туристы хорошо знают эту форму и размер :-)) Масса клея в банке 150 гр. На одну байду уходит почти три банки, он у нас стоит 35 руб. Не знаю сможешь ли найти его у себя, а может найдёшь чего и покруче. У нас такой клей продают в специализированных магазинах типа "мир рыболова" или подобных. Много перепробовали всякого, этот оказался самый лучший! Неплохой резиновый клей делают ещё в Ярославле, но он значительно уступает Уфимскому.

5),6),7),8) Разумеется если хорошо взболтать банку с клеем, перед тем как открыть её, хуже не будет. Совершенно верно мазать надо обе поверхности (хорошо зачищенные шкуркой предварительно). Ты наверное будешь смеяться, но я это делаю пальцем, указательным правым. Понятное дело, что для пальца это отнюдь не полезно, но блин, привык... К тому же толщину слоя не почувствуешь никакой кистью, а пальцем очень хорошо. В инструкции пишут "тонким слоем", когда мажешь на хорошо зачищенную резину, он почти сразу же впитывается, ну и хрен с ним. Этот первый слой клея и должен впитаться и резина после этого выглядит почти сухой, но он своё дело делает, он активирует поверхность, ускоряет движение молекул в поверхностном слое. То есть процесс выглядит примерно так: Я палец в клей опускаю и начинаю по возможности быстро, но равномерно, намазывать полоску резины, главное хорошо промазать края, ведь именно с них начинается размывание водой. Намазанную полосу отложил в сторону, и начинаю так же мазать само место на шкуре, только там желательно на пару сантиметров перекрыть обведённую ручкой площадь, мало ли что, вдруг немного сдвинется, а у тебя всё готово к нормальному прилипанию. Пока мажу оболочку у меня уже достаточно подсохла сама полоса, чтобы мазать её второй раз. Вообще правильным считается подсушивать слой клея до "отсутствия прилипания", что можно проверить другим пальцем (который не измазан клеем). Дотронулся пальцем - не прилипает, хорошо, можно мазать второй раз. Тоже обе поверхности. И сушим их до того же состояния. Тот факт, что не прилипает палец, вовсе не значит, что не будет прилипать резина, она-то как раз схватится будь здоров!
Почему нельзя клеить пока клей сырой и липнет? Да по тому, что после наложения одного слоя резины на другой, растворителю, входящему в состав клея (бензол чаще всего), некуда будет испаряться, а он не нужен под заплаткой. Его-то функция и заключалась в том, чтобы подготовить поверхности, активизировать их. Поэтому такая заплатка долго не проживёт, к тому же, приклеить новую на это место будет не так уж легко - растворитель, оставшийся между слоями резины, так разъедает шкуру, что она потом и непригодна для наклеивания следующей заплатки.

9) Как накладывать полосу... Вот тут нам опять пригодится наш контур, который мы ручкой нарисовали. Я обычно беру эту полоску в две руки (клею справа налево), правой рукой прилепляю (самую малость, но уже держится) край полосы к краю контура. Остальное пока на весу, сейчас можно прицелиться, есть ещё некоторая свобода перемещения. Потом уже правой рукой начинаю аккуратно проглаживать полосу в левую сторону, а из левой руки выпускаю потихоньку. Иногда бывают смещения, но в основном незначительные. Да, такой момент; если остался пузырёк воздуха (а его бывает очень трудно удалить) можно воспользоваться иглой от шприца. Аккуратно проколоть, только не вертикально, а по касательной, и воздух выйдет через отверстие в иголке. Кстати полезно при наклеивании обоев на стены :-)
После наложения полосы можно просто дополнительно прогладить по краям, убедиться, что края хорошо, плотно прилипли. Груз класть не обязательно, просто не подвергать это место каким-либо нагрузкам в течении суток, в общем "не тревожить". Можно переходить к следующей полосе. Я обычно делаю по двум бортам параллельно, одна сохнет - другая в работе.
Ещё можно после предварительного высыхания, примерно через часок, промазать клеем место соединения (то есть края) полоски. Потом туда попадёт песок и получится своеобразный компаунд, предотвращающий преждевременное отрывание.
Вообще, когда грамотно приклеено, то на целом месте рвётся раньше, а при попытке оторвать силой один слой резины так и не отделяется от другого - одно целое.

Ещё одно наблюдение. Как правило байдарочная резина с разных сторон - разного цвета. Так вот, эта неоднородность тоже играет роль. У нас теперь правило - клеить чёрное к чёрному, а зелёное к зелёному. Да и лучше получается - все леи под контролем, их хорошо видно. Получаются на зелёной шкуре - чёрные полосы.

Фуу. Я уж и не помню, когда так много писал-то... просто тема для меня не безразличная. Если помог чем - нибудь, то буду рад! Сразу оговорюсь, что это мои наработки, и может быть они не единственно правильные. У нас леи ходят минимум два сезона, а ведь наши байдарки спускаются на воду в конце апреля, а возвращаются на склад в середине сентября. Представляешь, какая наработка за сезон?

Ну, ладно, если ещё чего нужно будет - спрашивай, что знаю поделюсь. Самаре привет! Не забывай, Алексей."
 


Очень бывает тяжело смотреть (сердце кровью обливается) как люди собирают "Таймени". Вроде ходили уже, не первый раз, а ошибки допускают настолько детские, что плакать хочется! Мне уже несколько лет подряд приходится собирать их, иногда за один раз по 10-12 штук, такова специфика работы. Сколько было ссадин на руках, порезов и ушибов - не сосчитать...
И в результате всех этих мытарств появилась на свет некая шпаргака, предназначенная для начинающих инструкторов нашего турклуба. Здесь все детали и элементы названы своими именами, то есть так, как они называются в заводском руководстве. Кто с терминологией не знаком - возьмите в руки инструкцию по сборке, всё равно рано или поздно вникать придётся :-) Я, в свою очередь, обещаю тем, кто способен соблюсти эти простые правила, что проблем станет гораздо меньше, удовольствия и впечатлений от похода будет гораздо больше.

Байдарка «Таймень – 2(3)». Особенности сборки.

1. Сборку каркаса байдарки начинать с кормовой части. Оба штевневых блока (носовой и кормовой) абсолютно идентичны, в то время, как кильсоны разные. Кормовой кильсон не имеет круглого отверстия в степсе, зато на нём имеются четыре втулки для крепления педальной площадки.
2. При закреплении шпангоута №4 к штевневому блоку не забыть установить кормовое сиденье. Эти два элемента крепятся одним и тем же шарниром!
3. При установке шпангоута №1 не забывать, что отгиб крюков для фальшборта должен быть направлен в сторону носа байдарки.
4. При установке шпангоута №2 обратить внимание на положение спинки. Закруглённая часть её должна быть направлена вниз.
5. Шпангоут №3 не имеет спинки, поэтому легко ошибиться. При установке следить за тем, чтобы отгиб направляющих для стрингеров, относительно продольной оси шпангоута, был направлен в сторону кормы.
6. После шпангоутов №1и4 устанавливаются длинные стрингеры, а после 2 и 3 – короткие.
7. Стрингеры и привальные брусья, имеющие подпружиненные втулки, устанавливаются на кормовую часть каркаса, а их ответные части – на носовую.
8. При заправке собранных частей каркаса в оболочку обязательно!!! следить за тем, чтобы кромка шва, соединяющего резину с тканью, находилась выше привального бруса по всей длине байдарки.
9. Если «не работает» подпружиненная втулка, то это вовсе не значит, что нужно прибегать к насильственным действиям. Возможно обычное попадание песка и достаточно простого промывания водой.
10. В процессе сборки байдарки не прилагать больших усилий к элементам каркаса и не допускать подобных действий со стороны туристов.
 

Hosted by uCoz